Russian Belarusian

”Боль моя-Афганистан” - конкурс: "Афганістан у лёсах нашых продкаў"

    1. ” Боль моя-Афганистан ”

Цель: формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств, воспитание чувства уважения к героическому прошлому страны.

Задачи:

  • получение и закрепление на практике знаний обучающихся по военной истории страны;
  • восстановление и сохранение исторической памяти о героических подвигах белорусского народа;
  • привлечение обучающихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории страны;
  • увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн; содействие профессиональной ориентации обучающихся.
  • обобщение опыта работы с ветеранами военных действий.
    1. Сценарий защиты, тематическое структурирование.

Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающим вопрос изнутри."Левшуновым Владимиром Николаевичем”. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступление учащихся.

  • Сценарий мероприятия “Афганская неутихающая боль”.
  • Видеофильм о подвиге Ивана Борисюка; Чтобы помнили “Павел Беков”; Остров слез г. Минск.

Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающим вопрос изнутри."Левшуновым Владимиром Николаевичем”. Но в процессе

мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступление учащихся.

  • Сценарий мероприятия “Афганская неутихающая боль”.
  • Видеофильм о подвиге Ивана Борисюка; Чтобы помнили “Павел Беков”; Остров слез г. Минск.

Тема: «Боль моя - АФГАНИСТАН»

Цели: Способствовать формированию знаний о истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, гражданской позиции. Воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, развитию кругозора, ответственности за будущее.

Предварительная подготовка: Оформление сцены, карта Афганистана, доска с ватманом и маркером, подборка стихов и музыки, приглашение гостей - участников боевых действий в Афганистане, цветы для ветеранов, организация выезда для возложения цветов к памятнику воинов-афганцев.

Сценарий:

Учитель.

Приветствие.

Историческая справка.

Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан.

Площадь Афганистана : 649 507 кв.км.

Население 25 825 000 человек.

Столица: Кабул.

Валюта: 1 афгани.

Государственный язык: афганский, персидский, пушту.

Другие языки: узбекский, турецкий.

Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. Тогда нам противостояли не только вооруженные бандформирования, поддерживаемые самыми реакционными мусульманскими кругами и империалистическими державами. По сути, именно в те годы СССР впервые столкнулся с радикально настроенным, хорошо подготовленным и вооруженным исламским терроризмом, чья мрачная политика и жестокие методы ее осуществление ныне известны всему миру.

 

учащийся 1

Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, о Ты заревом окутан, весь в огне, Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

учащейся 2

Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях

Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания,

отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной

идеологии преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

- С 17 июля 1973 г., генерал М. Дауд, умело, использовав свое влияние в армии, совершил практически - бескровный государственный переворот, отстранив от власти короля 3. Шаха, упразднив монархию и провозгласив себя президентом Республики

Афганистан. После переворота афганский президент объявил о намерении установить более тесные отношения с Советским Союзом.

С 1973 по 1978 г. среди .различных политических сил Афганистана развернулась острая борьба за выбор пути его дальнейшего развития.

В результате 27 апреля 1978г. с привлечением армии в нем вновь был совершен государственный переворот, получивший название Апрельской (Саурской) революции. К власти пришла Народно­демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки. Первыми указами нового руководства страна была объявлена

Демократической Республикой Афганистан (ДРА),

обнародована программа по преодолению отсталости и ликвидации феодальных пережитков, отражавшая интересы подавляющей части населения - национальной буржуазии, торговцев, интеллигенции, ремесленников, крестьянства, рабочего класса.

Однако события в Афганистане стали развиваться в ином русле. Ошибки новых властей вызывали скрытое, а затем и открытое сопротивление населения.

Вооруженные выступления против мероприятий центральных властей отмечались уже с июня 1978г.

учащийся 1

- Итоги войны .

Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКОВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военныхобъектов, основныхавтомобильныхдорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКОВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства. Какуже

отмечалось, основу ОКСВ составляли мотострелковые, воздушно­десантные и десантно- штурмовые соединения и части. Именно они несли основную боевую нагрузку, выполняя самые разнообразные задачи. Однако в Афганистане весьма важную роль выполняли командиры и личный состав других родов сухопутных войск и авиации.

Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению.

Так агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первыхдней оказались в весьма специфическихусловиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку ихличного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ. 7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе.

учащийся 2

Среди, более 620 служащих прошел службу в Афганистане “Левшуков Владимир Николаевич”.

Презентация

Афганская война стала самым длительным по продолжительности и крупномасштабным локальным конфликтом после Великой Отечественной войны. Службу в Афганистане прошли более 620 тысяч военнослужащих, среди них и работник ГУО «Гимназия № 14 г. Гомеля» Левшунов Владимир Николаевич, который с 1982 по 1984 годы, следуя приказу  правительства своей страны и исполняя интернациональный долг, боролся с террористами и торговцами оружием в Афганистане, став вместе с другими советскими солдатами и офицерами заслоном на пути распространения наркотиков из Центральной Азии в СССР и Европу.

Учебный центр связи «Тропосфера-связь» в/ч 14324, Украина, Полтавская область (1982 г.)

 Левшунов Владимир,  1984 год

В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб.

На пути в  г. Герат (Афганистан)

Свыше 14 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, более 300 человек пропали без вести.

 

 Вдалеке от семьи, от тепла очага,
От родимого отчего дома
Вашим верным товарищем
стал автомат,
Да и быть не могло по-другому.
Там, где горы стреляли,
взрывая песок,
Там, где враг был коварным
и подлым,
Вы, как деды когда-то –
ни шагу назад,
Повинуясь приказам и долгу…

 

Левшунов Владимир Николаевич родился 12 сентября 1961 года в деревне Хальч Ветковского района Гомельской области.

С I по VIII класс учился в Хальчанской восьмилетней школе, в IX и X классе учился в школе № 1 г. Ветка. Окончил учреждение образования «Гомельское государственное профессионально-техническое училище № 79 химиков».

После Афганистана работал на РСУ местной промышленности, Гомельском центре строительства и ремонта, объединении «Гомельпромстрой».

С 1 марта 2017 года работает в ГУО «Гимназия № 14 г. Гомеля».

 

Женат, двое детей.

 

Экскурсии проводят учащиеся колледжа Ермалаев Даниил, Баранова Алина

Афганская война в моей душе  (сценарий мероприятия)

Цель: познакомить учеников с предысторией войны в Афганистане, рассказать им о соотечественниках, непосредственных участников венных действий, которые геройских выполнили свой воинский долг.

Оборудование: политическая карта, плакаты, фотографии воинов- афганцев, стенд погибших земляков, записи песен афганского цикла.

Звучит песня «Афганистан».

Учитель. Песней об Афганистане мы открываем нашу встречу, посвященную воинам-афганцам.

Очень хочется, чтобы песни, стихи, рассказы, которые прозвучат сегодня, проникли в ваши души и сердца. Мы должны помнить о тех, кто не дожил до этого дня, кто с честью и до конца остался верен солдатской присяге.

В гостях у нас сегодня присутствуют бывшие воины-афганцы.

Ученик: «Афганистан болит в моей душе»... Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 15, и через 30, и еще через много лет...

Ученица: Любая война - это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле - человеческой жизнью.

Ученик: В апреле 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция. В нашей стране не каждый обратил внимание на это событие Ведь Двадцатое столетие била богато на революционные потрясения.

Гаусеница. Но в скором времени Афганистан стал риалным фактом биографии миллионов советских граждан Послушайте отрывок телефонного разговора Костина Послу председателя Совета Министров СССР с Тараки, пре тогда Пенистром Афганистана, где последний просит экстренной помощи.

«Косыгин. У вас нет возможности нанести поражение врагам революции?

Тараки. Если бы можно было!

Косыгин. Какие ваши предложения по этому вопросу? Тараки. Мы просим, чтобы вы предоставили практическую и

техническую помощь людьми и вооружением. Если вы нанесете удар по городу Герату, то можно будет спасти революцию.

Косыгин. Я не хочу вас огорчить, но скрыть этот факт не удастся. Об этом будет известно всему миру через два часа.

Тараки. Почему Советский Союз не может послать узбеков, таджиков, туркмен в гражданской одежде? Никто их не узнает! Посылайте боевые машины, пехоту самолетами.

Косыгин. А у вас есть кому водить эти машины?

Тараки. А вы пришлите машины вместе с водителями, которые знают наш язык.

Косыгин. Мы должны посоветоваться.»

Ученик: В конце декабря 1979 года советские воздушно-десантные войска по распоряжению Москвы взяли под контроль важнейшие стратегические пункты в Афганистане. Три бронетанковых дивизии Советской Армии начали марш в направлении Герата, Мазере- Шарифа и Кабула Вскоре столица страны Кабул была взята.

Ученица: В конфликт было втянуто много стран. Он начал перерастать в продолжительную войну. Эта война сделала знакомыми для нас названия населенных пунктов чужой страны: Баграм, Шиндант, Кабул, Кандагар. Герар. Саланг. Вы слышите, они звучат, как выстрели.

 

Ученик. Чтобы иметь представление о ситуации, в которую попали наши воины-афганцы, послушайте отрывки из письма нашего земляка, Хлистуна Игоря Васильевича

«Горы здесь очень красивые, но по ним ходить опасно. Мин море. Ноги отлетают только так. «Духи» гады порядочные... Бегают по горам так, что не догонишь. Все свое оружие носят на своих горбах: крупно колиберные пулеметы, минометы, автоматы, скорострельные винтовки. Все это американского, английского, китайского, пакистанского производства. Вылезут через гору, обстреляют и прячутся. Придешь на место, а там -шиш. В горах много пешер, многие из них заминированы. Как правило, в них не заходят, оттуда можно не вернуться. У "духов" тактика разная: минируют дороги и тропы, обстреливают автомобильные колонны, наши позиции, грабят афганские машины».

Ученица: С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывало 620 тысяч советских солдат, офицеров, генералов, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу. За это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли бесследно, не возвратились из плена 14 453 чело-века, 35 тысяч получили ранение.

1-й ученик:

До Кабула уже километров пятнадцать,

Стало ясно - колонна спокойно дойдет.

Молчаливый комбат начал вдруг улыбаться

И сказал в шлемофон: «Нам сегодня везет».

2-й ученик:

Нам везет... Мы дошли без потерь и все целы, Солнце яркое с неба бросает лучи.

Отрываю глаза я от сетки прицела.

Целый день пулемет мой сегодня молчит.

3-й ученик:

Нас встречают не так, как читали мы в книгах, Злобный взгляд из-под сомкнутых черных бровей...

Нас встречают огнем, и так хочется крикнуть: «Ведь везем-то мы хлеб для голодных людей!»

4-й ученик:

Мы везем вам лекарства, одежду, машины, Мы везем вам игрушки для ваших детей, Ну, а вы под колеса нам ставите мины И стреляете с гор в наших юных парней!

5-й ученик:

Под Баграмом колонну сегодня встречают снаряды. Пулеметы стучат, и с камней метко бьют снайпера, и уходят они, старшине оставляя награды,

Положив их на письма, что не дописали вчера. 6-й ученик:

Автоматы ударят, повиснут сигналов ракеты, вновь ложатся мальчишки лицом в те чужие пески, Им уже не подняться, в крови голубые береты, Из-за них называют в Афгане десант — «васильки».

Ученик: Все, кто служили там, свято верили, что помогают афганцам. И что тем самым их семьи спасают от посягательства извне враждебных рук.

Ученика: Порой бывают истины смешны,

Но истину оспаривать не надо. Награды мертвым, может, не нужны, Людская память лучшая награда.

1-й ученик: Терских Анатолий Михайлович. Погиб в Афганистане в первый день войны.

2-й ученик: Капитан Акимов Василий Иванович. 30 августа 1989 года пуля душманского снайпера оборвала его жизнь. Награжден орденом Красной Звезам посмертно.

3-й ученик: Зуенко Валерий Иванович. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.

4-й ученик: Арсенов Валерий не раздумывая закрыл в бою своей грудью командира. Посмертно награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Ученик: Вы смотрите с улыбкой на меня

Сквозь мраморные плиты обелисков.

Со мною незнакомые друзья,

Все те, кого я знал не очень близко.

Все те, кто за тебя и за меня

На камнях воевал Афганистана

И, жизни драгоценной не шаля,

Домой вернулся на борту «Тюльпана».

Ученица: Вас часто навещают матери,

Цветы живые вам приносят дети.

Неужто ваша смерть была зазря,

И кто пред богом за нее в ответе?

Ученик: Стою в раздумье молча средь могил,

Где спят «афганцы» — братья боевые, Кто умер с честью, так же как и жил, Мне смотрят в душу словно бы живые.

2-я ученица: Рядовой Салий Владимир Ильич. По окончании 10 классов школы Володя пошел в ГПУ. Потом стал машинистом дорожной машины. 30 марта 1982 года Салий был призван на воинскую службу и через два месяца уже оказался в Афганистане. Восемь раз участвовал в проведении боевых операций по ликвидации мятежников. Показал себя смелым, мужественным солдатом

В последнем письме от 5 октября 1983 года он написал: «Служба идет по-старому. На здоровье не жалуюсь, здоровый, как бык. Погода у нас теплая, только ночью немного прохладно, а вообще хорошо». Через девять дней, 14 октября 1983 года, пулеметчик рядовой Салий погиб. За мужество и отвагу, проявленные во время выполнения воинского долга в Афганистане, Владимир Салий был награжден орденом Красной Звезды. Посмертно.

3-я ученица: О таких, как Володя, можно сказать словами Александра Стовбы, который также погиб в Афганистане.

Метеорит живет мгновенье.

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к земле...

Ученик: И я готов, летя сквозь годы

Метеоритом в синей мгле.

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на земле.

Ученица: Память о павших прошу почтить минутой молчания. Склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертье.

Минута молчания.

Звучит песня «Черный тюльпан». Дети зажигают свечи.

5-й ученик: Прапорщик Шацкий Геннадий Александрович. Награжден медалью «За боевые заслуги», посмертно Ученица: Всем воинам, которые отдали свои жизни, выполняя воинский и интернациональный долг, посвящаются эти строки.

Ученик: Поколение воинов-афганцев знает цену жизни, то, воинскому братству, взаимопомощи. Когда у Героя Советского Союза Руслана Аушева спроси-ли, что больше всего запало ему в душу во время службы в Афганистане, он зачитал письмо однополчанина лейтенанта Александра Лез, написанное им из госпиталя.

«Хочу рассказать вам о людях, которые первыми при шли мне на помощь, когда меня ранило. Я лежал на открытом месте, передвигаться самостоятельно не мог, и бандиты просто издевались надо мною. Они так стреляли, что пули ложились в 10-15 см от меня. И

вдруг ко мне подползает рядовой Мамедов. Я ему приказал оставить меня, а самому спрятаться в укрытии, которое находилось метрах в двенадцати. Он не послушался. Вслед за ним приполз рядовой Кочиев, и вдвоем они стали тянуть меня к укрытию. Когда до него оставалось метра три, и душманы поняли, что мы можем спастись, они перенесли огонь прямо на нас. И тогда Мамедов лег на меня, закрыв собственным телом. Одна пуля пробила ему руку и уже на вылете застряла у меня в бедре. Они меня спасли от гибели».

Ученица: Мужество случайным не бывает!

Оно в душе солдата родилось, Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не помнит врозь.

Ученик: Мне тронул душу рассказ подполковника запаса Фомина Николая Петровича. Рассказ называется «Судьба». Я зачитаю его вам, частично.

«Это случилось в июле 1981 года. По делам службы мне надо было попасть в Кабул. В Кабул ходили бронетранспортеры, но предварительно надо было записаться. Набралось нас семь человек. По прибытии в Кабул, пока порешали все дела, уже начало темнеть. Дежурный предупредил нас, что на дороге беспокойно и что завтра с утра пойдет большая колонна под усиленной охраной. Мы же решили возвращаться сегодня.

В дороге постепенно начали разговаривать, и даже шутить. Но вдруг машина остановилась. Остановилась прямо на маршруте Кабул- Саланг. А здесь стреляли чаще, чем в любых других местах. Поломку в скором времени нашли. Она была бы мелочной, если бы под рукой

была изоляционная лента или пластырь. Ребята решили добраться до ближайшего нашего поста, взять БТР и на буксире перегнать на пост нашу машину, где и собирались переночевать. Сели они в попутную машину и не успели заехать за поворот, как услышали автоматные очереди. Все побежали на помощь товарищам. Я замешкался, не успел вылезти из машины и увидел, что к ней приближаются душманы. Если чело-век в опасности, у него работает весь организм OH становится очень ловким и находчивым. Моей же изобретательности хватило лишь на то, чтобы спрятаться в силовом отделении машины, чего до того времени никому не удавалось: слишком мало там было места. Спрятался, прикрылся заслонкой и жду. Лежу, не дышу. Душманы полезли на машину, слышу разговор. Казалось, это длилось вечность. Когда потом следователь «разматывал» все события в обратном порядке, то оказалось, что моя «вечность» длилась всего 15 минут.

После того как наши бойцы отбили БТР, меня искали по всей машине, в силовое отделение и не заглядывали. Чего туда заглядывать, если туда больше чем полтуловиша войти не может. Потом все -таки меня нашли, с тру-дом сняли крышку с помощью ключа, хотя я ее и закрутил руками.

Наконец-то путь свободен, а я выбраться не могу заклинило. Уже во время движения машины обмундирование отцепилось, и я вылез из силового отделения. Во время экспертизы следователь все измерял то меня, то пространство силового отделения, где я прятался, так как я был почти вдвое больше...»

Ученица: Автор второго рассказа Михайлович. -Сидякин Владимир

...  Этот случай произошел в августе 1980 года. Моя мотострелковая рота в составе батальона принимала участие в боевой операции в

провинции Бамиан. В од-ном из ущелий мы освобождали кишлаки, захваченные духами, и восстанавливали законную народную власть.

Неожиданно начался пулеметный обстрел, который не прекращался на протяжении часа. Появились раненые и один погибший - пулеметчик Казбаев. Пуля вошла ему в грудь и вышла под лопаткой. Он сразу потерял сознание, его вынесли в безопасное место и от - правили в госпиталь на вертолете.

Позднее летчики сказали, что раненый солдат умер на пути к госпиталю.

Где-то через месяц меня отправили в командировку в город Ташкент. По традиции я зашел в окружной военный госпиталь. Посетил раненых своего полка и уже на выходе меня кто-то окликнул. Я осмотрелся и увидел... воскресшего Казбаева. Оказывается, от ран умер солдат из другой роты, а нашему — посчастливилось, он остался жив... Я был очень рад за него. Он собирался после госпиталя домой, где его ждала невеста».

Звучит песня «Я возвращусь».

Ученица: Но пришло время, когда война закончилась. Последний советский солдат оставил землю Афганистана. Ученик:

Из земли, изувеченной язвами мин,

Изможденные, злые, как черти,

Ветераны боев возвращаются в мир

На правах победителей смерти.

И не скажут вам метрики, сколько нам лет:

Так случилось на высях сожженных

Прикоснулись мы к вечному миру, где нет Победителей и побежденных.

Вот поднялся наш лайнер, мы вышли в зенит, Жизнь и смерть мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит.

А душа остается в Афгане.

И, преследуя солнце, мы рвемся домой, К нашим семьям, по нам тосковавшим,

А над выжженной солнцем афганской землей Наши души вселяются в павших.

Ученица: Как долго они ждали этого дня! Уже больше никогда не надо будет выводить на конвертах тревожный адрес, надеясь получить ответ. Уже больше не будут убивать на чужой земле наших ребят, а кладбищенскую тиши-ну не будут мучить залпы прощального воинского салюта.

Звучит запись песни «Мы идем с Востока».

Ученица: Это произошло 15 февраля 1989 года. Сколь ко бессмысленных смертей, горя. Генерал-полковник Борис Громов, который командовал 40-й армией, утверждал: «Афганская война - это ужасный военно-политический просчет тогдашних хозяев Кремля. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. И никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть - надо знать и помнить». Мы не должны допустить исторического беспамятства!

Ученик: Уважаемые земляки-афганцы! Над вашими го-ловами свистели пули. Каждая минута вашей жизни могла быть последней, но вам посчастливилось выжить, возвратиться домой. Пусть никогда не знают войны ваши сыновья, дети ваших близких и знакомых! Пусть все живут в мире и согласии!

Литература

  1. -Занка В. И. Долг, оплаченный жизнью. Часть 1,2. Донецк, 1995.

- 2. Ткаченко П. Афганистан болит в моей душе. Литературные записки. М.: Молодая гвардия, 1990.

-3. Он вернется // Комсомольская правда. 1986. 21 декабря.

 

Материалы ВоенТВ для проведения мероприятий